Ленинград 24-26 ИЮНЯ 1975 Г.

МАТЕРИАЛЫ


ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛЕНИНГРАД 1975


[93]ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ


В.Б. Алесковский

ректор Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова

     От имени Совета ректоров Ленинграда мне хочется выразить большое удовлетворение тем обстоятельством, что совещание ректоров Российской Федерации проходит в нашем городе. Это совещание поможет сделать работу вузов более эффективной, лучше использовать резервы, которые имеются в каждом вузе. Оно нацеливает нас на решение проблем развития и совершенствования высшего образования, выступающего в современных условиях мощным фактором ускорения научно-технического и социального прогресса, которому ЦК КПСС уделяет первостепенное внимание.
      Конкретной программой для вузов служат решения XXIV съезда КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшие за последние годы. В связи с этой программой особый интерес вызывает тот новый подход к организации научной работы вузов, который предложен в докладе министра высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцова.
     Вузовская наука давно переросла лабораторные рамки и готова дать производству поток разработок, решающих для целых отраслей проблему ускорения научно-технического прогресса. Многие вузы Ленинграда стали непосредственными участниками разработки новой системы организации научной работы, предложенной И. Ф. Образцовым. При Совете ректоров Ленинграда была создана межвузовская рабочая группа, которая провела разработку организационно-правовых основ управления научными и опытно - констукторскими работами. В результате были найдены решения, обеспечивающие не только резкое повышение эффективности научной работы вузов, но и ее тесную связь с учебно-воспитательным процессом. Конечно, прежде чем эту систему можно будет опробовать, многое еще придется проверить. Но почва для эксперимента уже есть.
     В создании данной системы приняло участие в общей сложности свыше 1500 представителей вузов Москвы, Ленинграда, Томска, Горького, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Куйбы[94]шева и других городов. Прежде всего была проведена экспертиза свыше 10 тыс. исследований, которые сегодня ведутся в наших вузах. Затем все эти исследования были сгруппированы по 17 направлениям фундаментальных и прикладных исследований, рекомендованных комплексной программой Академии наук СССР, Государственного комитета по науке и технике, предусматривающей изучение проблем научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. В экспертизе участвовало 700 специалистов, в том числе 260 профессоров.
     По результатам экспертизы сформированы проекты планов исследований и разработок вузов Министерства на 1976— 1980 гг.
     Главными в этих планах являются 400 комплексных тем, включенных по представлению наших Головных советов по отраслям науки и техники. Можно без преувеличения сказать, что данные темы охватывают решающие направления научно-технического прогресса. Заменив ими тысячи и тысячи мелких тем, вузы в десятки раз повысят эффективность и значение своей научной работы. Организация опытно-конструкторских работ резко сократит сроки внедрения вузовских .разработок. Интенсификация, размах и результативность работы — это те самые условия, которые нужны для воспитания строителей коммунистического общества, для подготовки специалистов — творцов научно-технического прогресса.
     Совет ректоров Ленинграда в процессе этой работы использовал опыт передовых вузов нашего города: Политехнического института имени М. И. Калинина, Электротехнического института имени В. И. Ульянова (Ленина), Технологического института имени Ленсовета, Университета имени А. А. Жданова, Финансово-экономического института имени Н. А. Вознесенского и др.
     Совет ректоров Ленинграда в то же время не отрывался от решения своих повседневных задач. Это прежде всего изучение опыта работы вузов во всем ее многообразии, обобщение этого опыта и распространение лучших методов и форм, найденных отдельными вузами. В этом участвовали советы по учебно-методической работе, по естественным и техническим наукам, по работе в общежитиях, городская приемная комиссия, другие специализированные советы и комиссии, функционирующие при Совете ректоров.
     Одна из самых трудных и в то же время самых важных за¬дач для наших научных коллективов — это внедрение законченных разработок. Все знают, какие потери времени и сил часто ожидают тех, кто предлагает плоды своей работы производству. Нередко эти потери — результат неумелых действий, незнания установленных порядков, форм.
     [95]Выполняя решение бюро Ленинградского обкома КПСС, наш совет по техническим наукам разработал положение о внедрении в народное хозяйство результатов научных исследований вузов, которое было одобрено Советом ректоров и направлено в Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.
     По указанию Ленинградского обкома партии Совет ректоров вузов привлек внимание ученых высших учебных заведений к разработке проблем развития сельского хозяйства Ленинградской области и Нечерноземной зоны в целом, выявил их возможности и составил план научных работ и разработок для сельского хозяйства.
     Учитывая, что высшая школа готовит кадры на перспективу, а это требует не просто обучения, а воспитания творчески активных специалистов, позвольте мне коснуться вопроса приобщения студентов к науке, важного вопроса, которому в последние годы уделяется большое внимание.
   Участие студентов в научно-исследовательской и опытно¬конструкторской работе становится все шире. Творческая работа студентов — важный элемент учебного процесса. Об этом говорят итоги смотра-конкурса вузов Ленинграда на лучшую организацию научной работы студентов.
     Приятно отметить, что в вузах разного профиля степень участия студентов в научной работе одинаково высока. В экономических вузах, например, где еще 5—7 лет назад эта степень была низка, сегодня студенты не менее активно приобщаются к науке, чем в технических вузах. Возросла тяга студентов к исследованиям в области общественных наук.
     Особого внимания, несомненно, заслуживает проблема включения научных исследований в учебные планы, которая не может быть решена только составлением новых учебных планов. Вот почему Совет ректоров внимательно изучает и пропагандирует опыт передовых вузов страны и города.
     В ряде вузов Ленинграда научно-исследовательская работа студентов стала обязательным элементом учебного процесса. Она регламентируется учебными планами специальных кафедр наравне с другими дисциплинами и является таким образом обязательной формой учебно-научной работы студента.
    Здесь студенты выполняют индивидуальные учебно-исследовательские работы и задания, участвуют в госбюджетных и хоздоговорных работах кафедры, если, конечно, они методически и тематически соответствуют требованиям программы.
     Научно-исследовательские работы студентов, успешно выполненные во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, засчитываются в качестве лабораторных, курсовых и дипломных. При этом учитываются качество обзора литературы, характер и результаты патентного поиска, оригиналь[96]ность экспериментальной установки, качество математического обеспечения обработки результатов и экономического обоснования.
     В ряде институтов все преподаватели и большинство научных сотрудников участвуют в руководстве той или иной формой научно-исследовательской и учебной работы студентов. Именно обязательность, плановость и отчетность, привлечение преподавателей и научных сотрудников вуза к руководству этой работой с учетом ее выполнения как обязательного условия служебного соответствия обеспечивают успех дела.
     Весомые результаты дают систематическое обобщение и анализ патентно-лицензионной деятельности вузов города. Обмен опытом здесь приносит свои плоды. Из года в год растет количество авторских свидетельств и патентов, получаемых вузами, значительно вырос экономический эффект от внедрения разработок вузов в народное хозяйство. Так, если в 1969 г. вузы го¬рода получили 674 авторских свидетельства и лишь несколько патентов, то в 1974 г. — 920 авторских свидетельств и 60 патентов. За четыре года девятой пятилетки подтвержденный документально экономический эффект от внедрения разработок вузов города составил более 900 млн руб. в год. Это почти чет¬вертая часть экономического эффекта, полученного всеми вузами страны за это же время.
      Каков же итог деятельности Совета ректоров за истекшие два года?
     Общая работа в рамках Совета, несомненно, сблизила ву¬зы. Они многому научились друг у друга. В то же время в лице Совета ректоров вузы получили своего рода законодателя хорошего стиля работы, критика, знающего дело изнутри, и, если нужно, советчика.
   Вузы Ленинграда приложат все силы, чтобы повысить эффективность своей работы и встретить XXV съезд КПСС новыми большими успехами.