1 декабря в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках секции «Образование» V Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась Международная научно-практическая конференция «Музеи и коллекции университетов: универсальное наследие».

Организатором конференции выступил СПбГУ и  V Санкт-Петербургский международный культурный форум. Участниками конференции стали более 100 человек: научные сотрудники и преподаватели вузов РФ, руководители и сотрудники вузовских и государственных музеев РФ, Финляндии и Эстонии, члены президиума ИКОМ России, студенты, аспиранты и магистранты, представители Ассоциации вузовских музеев СПб, решающие проблемы деятельности и развития вузовских музеев.

В работе конференции приняли участие эксперты, специализирующиеся на вопросах развития экспозиционно-выставочных и просветительских проектов, применения ИТ технологий в музеях, занимающиеся правовыми вопросами обеспечения деятельности музеев и вузов, использующие музеи в образовательных программах высшего образования.

Участники конференции обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих и практических вопросов организации деятельности вузовских музеев  в прошлом и настоящем. В  представленных докладах нашли отражение вопросы научно-методического обеспечения практики комплектования фондов вузовских музеев,  развития их экскурсионной и просветительской деятельности, интеграции с образовательными программами  вузов и участия в развитии программ дистанционного образования, подготовки кадров и обсудили имеющийся в мире разносторонний опыт развития университетских музеев.

Участники конференции познакомились с практическим опытом работы музеев и научных коллекций СПбГУ, посетили геолого-минералогические и зоологические коллекции Института наук о земле и Биологического факультета, Музей истории СПбГУ и Музей-архив Д.И.Менделеева, расположенные в историческом здании СПбГУ на Университетской набережной, где познакомились не только с уникальными коллекциями, но также с хранителями, преподавателями и студентами, работающими с данными собраниями.

Участники конференции отметили:

  • Богатый опыт и положительную значимость развития вузовских музеев как необходимой составной части культурной жизни современного общества, их роль в формировании личности и гражданского общества
  • Своевременность и актуальность привлечения внимания законодательных органов власти, всего профессионального сообщества работников высшего образования и музейного дела к проблемам развития и продвижения вузовских музеев.
  • Многопрофильность, наукоёмкость и историчность базы коллекций и знаний вузовских музеев, ценность которой делает их объектами научной, культурной и образовательной значимости национального и мирового значения.
  • Вариативность форм и практик вузовских музеев, наличие их специфики, которые помогают вузовским музеям оставаться на протяжении столетий необходимой составной частью сферы высшего образования, обеспечивая конкурентное преимущество развития вузов.

Участники конференции согласовали общую практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений практической реализации задач развития и совершенствования  работы университетских музеев и коллекций в  Российской Федерации, и выработали следующие РЕКОМЕНДАЦИИ для дальнейшей работы:

  • Продолжить работу совместно с ИКОМ России и администрациями вузов, их учредителями, органами исполнительной власти по разработке подзаконных актов к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" № 273-Ф от  29 декабря 2012 года, регламентирующих деятельность университетских и вузовских,   включая условия по созданию кадровых, правовых, материальных и технических условий комплектования, учета, хранения, публикации и других видов использования  коллекционных фондов и результатов исследований вузовских музеев и коллекций  в интересах развития высшего образования в Российской Федерации;
  • Продолжить работу по разработкелокальных нормативных актов вузов для обеспечения сохранности и безопасности музейных и коллекционных собраний, сохранения их специфики как актуальных образовательных ресурсов;
  • Предусмотреть введение в разнообразные образовательные программы вузов РФ практики работы свузовскими музеями, их богатыми собраниями и информационными базами;
  • Предусмотреть регулярные профессиональные тренинги для сотрудников вузовских музеев; активно сотрудничать с профессиональными ассоциациями и общественными организациями для привлечения новой аудитории пользователей и экспертов, при этом каждый вузовский музей должен определить свою приоритетную целевую аудиторию и соответственно строить свои планы развития;
  • Необходимость развития профессионального сообщества специалистов, работающих с вузовскими музеями, в региональном, национальном и мировом масштабе;
  • Предусмотреть проведение регулярных конференций, круглых столов по вопросам практической работы вузовских музеев и перспективам их развития.
  • Необходимость развития современных виртуальных представительств и проектов вузовских музеев в сети Интернет для повышения доступности и открытости вузовских музеев.
  • Актуальность разработки вузовскими музеями собственных стратегий и концепций развития, основанных на понимании вузовских музеев как уникальных ресурсных центров высшего образования, необходимость применения практик работы в режимах открытого диалога и взаимодействияс широкой аудиторией, в том числе в виртуальном пространстве.
  • Обеспечение стабильного и поступательного развития вузовских музеев и коллекций в РФ для формирования и гармоничного развития творчески активной и социально адаптированной личности на основе уникального культурно-исторического и научного наследиявузов и университетов и их лучших традиций, а также для позиционирования российских вузов как центров высшего образования, которые признают, сохраняют и распространяют наследие науки и образования в России в интересах всего общества.
  • Необходимость сотрудникам вузовских музеев принимать активное участие в обеспечении вузами своей информационной, имиджевой и коммуникационной политики, сотрудничестве со средствами массовой информации.