Три века за три месяца и за три дня

Выставка «Три века истории Санкт-Петербургского университета», которая открылась в Президентской библиотеке 7 ноября 2014 г., готовилась почти три месяца. Как это происходило? Кто и как собирал, подбирал и отбирал экспонаты, как монтировали экспозицию? Взглянем на эту «кухню» изнутри.

 

На огромном, во всю стену, экране проектора переступает, как краб, боком стопошагающая машина Пафнутия Чебышёва. А рядом мы можем эту самую машину увидеть «живьем» (но, увы, недвижную: она стоит в стеклянной витрине)... На видео, которое демонстрируется на другом экране, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и председатель Студсовета СПбГУ Анастасия Смирнова 8 февраля 2014 года производят выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости в честь 290-летия Университета. А в одной из витрин — гильза от того «мемориального» снаряда с памятной надписью... В залах Президентской библиотеки 7 ноября открылась выставка «Три века истории Санкт-Петербургского университета». Она подготовлена на основе материалов музея истории СПбГУ, Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького и музея-архива им. Д. И. Менделеева СПбГУ, мультимедийных ресурсов СПбГУ и рассказывает о наиболее значимых событиях трехвековой истории старейшего университета России (см. В Президентской библиотеке открылась выставка «Три века истории Санкт-Петербургского университета»;178. Материалы ректорского совещания от 20.10.2014, п. 8; 180. Материалы ректорского совещания от 10.11.2014, п. 1).. Выставка готовилась почти три месяца. Посмотрим, как это происходило, чтобы понять, как сформировался тот замечательный медиа-продукт, который смогли увидеть сотни посетителей, среди которых были и многочисленные высокие государственные деятели. И который — если выставленные материалы смотреть вдумчиво и подробно — нужно изучать дня три, по крайней мере.

…Мы пришли в Президентскую библиотеку 5 ноября, за несколько дней до официального открытия выставки. Монтаж экспозиции в самом разгаре. Основные экспонаты уже расставлены, но задники витрин и стены еще не готовы. Сотрудницы музея истории СПбГУ архивариус Наталья Сердюк и заведующая отделом Екатерина Анфиногенова устанавливают фотографии на задней стенке витрины, посвященной жизни Университета в годы Великой Отечественной войны, а заместитель заведующего музеем Я. А. Страхова оценивает взаимное расположение иллюстраций издалека — с позиции посетителя выставки. И корректирует: одну фотографию немного поднять, а другую — сдвинуть чуть-чуть влево. Только после нескольких перемещений девушки приклеивают фото к стеклу кусочками двухстороннего скотча... Больших стеклянных витрин в двух залах библиотеки мы насчитали 19, в каждой из них размещены экспонаты по своей тематике: от зарождения Университета 28 января (8 февраля*) 1724 года до наших дней.

— Подготовку выставки мы начали еще в августе, с формирования ее концепции в рамках заявленной тематики «Три века истории Санкт-Петербургского университета». Но «придумывали» будущую экспозицию вполне конкретно. Вначале мы приехали сюда, сфотографировали все витрины, их взаимное расположение, переписали размеры, — вспоминает доктор исторических наук И. Л. Тихонов, заведующий музеем истории СПбГУ. — Только после этого составили тематический экспозиционный план будущей выставки, начали подбирать необходимые экспонаты и «укладывать» в витрины — вначале виртуально, мысленно (ведь мы тогда находились в здании Двенадцати коллегий, по ту сторону Невы). А позже для транспортировки запаковывали вещи целенаправленно: каждая витрина — в свою коробку, отдельно от других.

— Когда я заходил в музей, Игорь Львович, вы не столько подбирали экспонаты, сколько их выбирали, отбирая из большого списка и «откладывая в сторону» ненужное...

— Вы тогда застали уже заключительную стадию подготовки выставки. А вначале в список для выставки мы включили заведомо большее число экспонатов — чтобы было из чего выбирать. Сложность в том, что в здании Двенадцати коллегий идут плановые ремонтные работы. У нас в музее несколько месяцев меняют окна. Наша экспозиция закрыта, экспонаты сложены в ящики и коробки, укрыты пленкой от строительной пыли. До некоторых нам просто не добраться! Поэтому приходилось выбирать из доступного. Например, мы хотели бы представить на этой выставке еще целый ряд мемориальных вещей и документов, но, увы, не смогли их достать.

Кроме того, в организации выставки принимают участие два университетских музея и библиотека — нужно было координировать усилия коллег. Сотрудники музея-архива им. Д. И. Менделеева СПбГУ подготовили экспозицию витрины, посвященной деятельности великого русского химика (демонстрируются диссертация Д. И. Менделеева и личные вещи ученого: чернильница, ручка, очки). А сотрудники Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького по нашему списку подготовили книги, журналы, рукописи за три века университетской истории (в том числе, уникальные издания XVIII века трудов М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова из отдела редкой книги). Некоторые экземпляры, представленные на выставке, впервые покинули стены Университета.

Мы подходим к началу экспозиции. И. Л. Тихонов показывает: в первой витрине представлен толстый фолиант — это «Указы императора Петра Великого самодержца Всероссийского…», изданный в 1777 году. В нем среди прочих содержится и именной указ Сенату 22 января 1724 года об учреждении Академии наук, Университета и Гимназии. Относящиеся к Университету параграфы Сенатского указа 28 января 1724 года из седьмого тома «Полного собрания законов Российской империи» напечатаны крупно на листе бумаги формата А3, который вывешен на задней стенке витрины. В той же витрине выложен оригинал герба СПбГУ, юбилейные медали и университетские значки. В другой витрине демонстрируется текст федерального закона 2009 года об особом статусе двух университетов и самый первый диплом СПбГУ нового образца №00001 (2010 года) с пожеланием: «Успехов!» — тогдашнего президента РФ Д. А. Медведева, выпускника СПбГУ.

История и современность тесно переплетены в жизни Университета, их взаимосвязь четко показана в материалах выставки. Например, на двух плазменных панелях в начале экспозиции демонстрируются видеоролики, посвященные истории Университета XVIII-XIX веков. А на двух других панелях в соседнем зале мы видим видеофильмы, относящиеся к недавнему прошлому, 1960–1980-х годам. В том числе, например, кинокадры о научной работе, лекциях и экзаменах, о праздновании Дня физика, о спортивной жизни студентов. На отдельной плазменной панели — сюжеты о ресурсных центрах СПбГУ начала XXI века, о многочисленных зданиях Университета. И совсем свежие видеозаписи о значимых событиях, произошедших в Университете за последний год, о мероприятиях в рамках празднования 290-летия Университета.

— Наши сотрудницы, можно сказать, освоили новую профессию при подготовке этих фильмов и презентаций, — объяснил И. Л. Тихонов. — Они сначала собрали видеоматериал про Университет и универсантов, а затем смонтировали его.

Как выяснилось, Екатерина Анфиногенова и Наталья Сердюк использовали разные источники: и фильмы «Петровский университет» и «Единым вдохновеньем», снятые университетской студией «Первая линия», и архивы кино- и фотодокументов, и многочисленные публикации универсантов в социальных сетях и на YouTube. В результате границы выставочных залов раздвигаются и во времени (на три столетия), и в пространстве (включая весь Петербург-Петроград-Ленинград-Петербург, от Васильевского острова до Старого Петергофа).

Эта выставка не случайно представлена именно в Президентской библиотеке. Первая электронная национальная библиотека страны и первый университет России — давние стратегические партнеры, которых объединяют общие задачи и совместные проекты (см. Новая жизнь старинных книг и современных авторефератов). Сочетание классических музейных традиций представления экспонатов и возможностей современных мультимедийных средств удивляет и в то же время смотрится очень естественно. Вот начальник экскурсионно-выставочного отдела Президентской библиотеки Д. В. Соловьев подходит к экрану проектора, который оснащен функцией UBIC (в народе окрестили его попросту «листалкой» — из-за того, что изображение на экране можно «перелистывать», как страницы в книге). Денис Валерьевич легко проводит рукой в воздухе, и картинка с портретами руководителей Университета меняется — сдвигается влево, а ей на смену «выплывает» другая, на ту же тему. Похоже на то, как читатель перелистывает страницы в электронной книге. Но здесь, естественно, не нужно касаться большого экрана пальцами — мы стоим от него метрах в двух, а под ним укреплен маленький аппаратик со светящимся зеленым глазком — он и считывает движение подошедшего посетителя выставки, управляя изображением на экране… Рядом в витрине выложены монографии ректоров XVIII в. Г. Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова, М. В. Ломоносова, учебник естественной истории В. Ф. Зуева 1789 года, диплом М. А. Балугьянского об избрании его Почетным членом Университета в 1828 году.

Организаторы выставки связали экспонаты в витринах с иллюстративным материалом, представленным на плазменных панелях, «листалках» и экранах проекторов, а также на больших фотографиях, развешанных по стенам выставочных залов, гравюрах и картинах, установленных на мольбертах в разных частях залов.

И. Л. Тихонов обращает мое внимание: каждый видеоноситель содержит визуальную информацию по своей теме. Например, «Виды Университета из альбома Б. Н. Меншуткина», «Университет в годы Великой Отечественной войны», «Механизмы П. Л. Чебышёва», «История Высших женских курсов» (с фотографиями из альбома, выпущенного в 1903 году к 25-летнему юбилею курсов), «Знаменитые универсанты и выдающиеся выпускники» (презентация рассказывает о крупнейших деятелях российской науки и культуры, государственных деятелях), «Руководители Университета» (с XVIII века до наших дней). Витрины (здесь представлены подлинные документы и фотографии, приборы и учебные пособия, мемориальные вещи выдающихся ученых, книги, произведения искусства, подарки Университету) тоже тематические: есть экспозиции, посвященные естественникам и гуманитариям, Университету в годы Великой Отечественной войны и Университету спортивному, науке и образованию.

Уже практически закончено обустройство целого «студенческого уголка»: в витрине выставлены образец формы и фуражка студента Университета конца XIX века, литературные сборники произведений студентов, свидетельство Д. С. Лихачева об окончании ЛГУ в 1928 году. Рядом на мольберте демонстрируются цветные карикатуры начала ХХ века, изображающие студенческие типажи. А с другой стороны двое сотрудников экскурсионно-выставочного отдела крепят на стене подробное расписание занятий на один из дней 1912 года. И. Л. Тихонов объяснил: наш Университет тогда был гораздо меньше, студенты разных специальностей занимались в Главном здании — и поэтому мы видим в расписании и лекции И. А. Бодуэна де Куртенэ для филологов, и лекции В. А. Стеклова для математиков. Если бы рядом был установлен компьютер, открытый на странице портала СПбГУ, демонстрирующей нынешнее электронное расписание Университета, то картина была бы еще полнее.

— Многие витрины в выставочных залах Президентской библиотеки сложные. Они высокие, больше двух метров, а экспонаты располагаются внизу. Получается, что большее пространство витрины не занято, — отметил И. Л. Тихонов.

Когда мы спросили об этом Д. В. Соловьева, тот в ответ согласился, но подчеркнул две другие особенности:

— Первое: витрины прозрачные — поэтому всё пространство зала, включая проекторы и панели на стенах, просматривается из любой точки. И второе: есть разного размера и вида подставки. Поэтому экспонаты в витринах можно расположить на разных уровнях (выше или ниже, дальше или ближе), по-разному повернуть их к посетителям.

И уже сообща мы заметили то, что к каждой витрине можно подойти с разных сторон, обойти ее, в деталях рассмотреть каждый экспонат. Посетители выставки увидят миниатюрные фигурки из восточных стран, привезенные профессорами С. Ф. Родионовым и Г. В. Ефимовым, микроскоп и инструменты профессора-биолога И. Д. Стрельникова, кальян профессора-зоолога В. М. Шимкевича, личную печать и академическую шапочку профессора-историка С. Ф. Платонова, лупу профессора-биолога М. Н. Римского-Корсакова, китайский бювар академика-востоковеда В. М. Алексеева, портрет академика-физика В. А. Фока, издания трудов и памятную медаль первого русского нобелевского лауреата академика-физиолога И. П. Павлова, студенческий билет будущего академика и ректора ЛГУ К. Я. Кондратьева, фотопортрет и объявление на английском языке о лекции академика А. Д. Александрова, пеструю коллекцию особо охраняемых бабочек Ленинградской области, образцы минералов, спортивные кубки и медали, завоеванные студентами Университета.

Основная задача выставки — показать огромный вклад Санкт-Петербургского университета в развитие отечественной и мировой науки, образования и культуры. И уже сегодня, за несколько дней до ее открытия, становится очевидным будущий наплыв посетителей — не только студентов и сотрудников Университета (прикосновение к истории много значит для любого универсанта и позволяет понять, на каком фундаменте строится alma mater), но и школьников. Д. В. Соловьев сообщил, что информация о готовящейся выставке была распространена в СМИ, в Президентскую библиотеку звонят представители петербургских школ и записывают ребят на экскурсии.

Вначале планировалось, что выставка продлится только одну неделю (с 7 по 13 ноября). Для посетителей выставочные залы были открыты даже в субботу, специально для проведения экскурсий. В связи с высокой востребованностью выставку продлили до 16 ноября. Здесь побывали вице-премьер РФ О. Ю. Голодец, Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В. И. Булавин, другие высокие государственные деятели (см. Выставка «Три века истории СПбГУ» привлекает внимание). А в дальнейшем выставку представят в формате мультимедиа на портале СПбГУ и на сайте Президентской библиотеки, чтобы все желающие могли больше узнать об истории старейшего университета России (см. 181. Материалы ректорского совещания от 17.11.2014, п. 2).

*Датой рождения университета следует считать 28 января 1724 года, когда был издан "Указ об учреждении Академии...", в котором шла речь и об университете (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года.Том VII. 1723 - 1727. СПб., 1830. С. 220. № 4443). Поскольку в XVIII веке разница между юлианским (старый стиль) и григорианским (новый стиль) календарями составляет 11 дней, то по современному календарю это 8 февраля

Николай ГУСЕВ

Фото автора

Печать E-mail